Как работает порт

Когда люди еще не изобрели самолеты, поезда и автомобили, доставлять грузы по суше им помогали  животные, запряженные в повозки. Но что делать, если груз нужно переправить на соседний остров или дальний континент? Тогда на помощь торговцам и строителям приходили лодки и корабли. А чтобы они не разбредались по всей береговой линии, на другой стороне обозначали место остановки. Это и был первый морской порт – пункт, куда съезжались все суда, которые хотели разгрузить и погрузить товар. Почти в каждом городе мира, который граничит с морем или рекой, есть свой порт. Самолеты не всегда могут доставить тяжелые грузы, они просто не поместятся на борт, а огромные корабли делают это с легкостью. Именно поэтому 90% всех грузов приходится на морские перевозки и лишь 10% отправляются по воздуху или суше. К слову говоря, самым большим контейнеровозом мира является «Emma Maersk», длина которого равна четырем футбольным полям.

И как же такая махина заходит в порт? Ведь одно неловкое движение гигантской кормой и половина причала может рухнуть прямо в море. Не беспокойтесь, такого не случится. За прибытием судов следит армия диспетчеров, как в аэропорту и назначает им время причаливания и разгрузки. По правилам судоходства, корабль не имеет права самостоятельно войти в порт или покинуть его, ему помогает буксир – маленький катер на котором на корабль приезжает человек особой профессии – лоцман. Он знает порт как свои пять пальцев и без проблем может отбуксировать любой корабль прямо к причалу. Лоцман встает на капитанский мостик и руководит процессом, словно он сейчас капитан данного корабля. Это очень удобно, поскольку капитан может не знать особенностей расположения нужных кранов, складов или причалов. Может быть, он вообще здесь впервые? Поэтому капитанам не нужно запоминать схемы всех портов, в которые они попадают.

Итак, лоцман направляет корабль на свою точку. Швартовщики хватают крепкие канаты «швартовы», тросы «шпринги» и закрепляют судно у берега, наматывая петли на «кнехты» – большие железные тумбы.

Теперь отряд техники начинает свою работу - разгрузку морских контейнеров. У них в распоряжении несколько часов, потому что в порт постоянно прибывают новые суда, которые не намерены долго стоять в очереди. Разгрузка контейнеров происходит с помощью высокотехнологичных машин и различных кранов с интересными названиями. Кран – аист напоминает птицу с длинным клювом, кран-слон получил свое название, оттого что крепко стоит на четырех толстых опорах, а кран-трамвай ездит по рельсам. Каждый из них может поднять груз весом около 40 тонн.

Для того чтобы справиться с работой, нужна команда больше 15 человек, среди которых: менеджер склада – руководит свободными и занятыми местами на складе; менеджер погрузки - смотрит на палубу с высоты и видит, куда можно ставить или откуда убирать контейнеры; сигнальщик дает команды грузчикам и крановщику; стропальщик - человек, который выполняет обвязку или открепление грузов (крепления иначе называют строповкой, отсюда и название профессии). Кстати, чтобы не случился перегруз, на борту кораблей есть специальные красные отметки, если вода поднимается до этого уровня, это значит, что тяжести уже достаточно.

Постойте, а как же быть, если во время пребывания в порту на море разыгрался шторм? Неужели груз рискует упасть в воду? Благодаря некоторым хитростям при строительстве портов, шторм практически не вредит работе персонала или причаливанию кораблей. Издревле и по сей день для местоположения порта выбирают тихие бухты, которые защищены от штормовых волн естественным ограждением, например скалами или валунами. Либо такие гидротехнические сооружения настраивают специально. Они называются волнозащитными молами и представляют собой бетонные дорожки на металлических сваях, которые укрепляются в дне моря на глубине до 20 метров. Дело в том, что волна имеет огромную силу удара и если сваи вкопать не очень глубоко, то волны их просто разрушат. Так же за погодой следит целая команда синоптиков, которые могут точно предсказать непогоду и предупредить команду по разгрузочным работам, чтобы те поторопились.

Разновидностей грузовых судов предостаточно и все они предназначены для своего типа груза. Танкеры возят наливные грузы, попросту говоря – жидкости, которые наливают в «танки» - большие баки-резервуары. Ролкеры чаще всего используются для перевозки автомобилей и другой колёсной техники. Балкер (навалочник) служит для перевозки сыпучих грузов прямо в трюме, то есть без тары: руды, угля, цемента. Сухогруз — общее название судов, предназначенных для перевозки твёрдых, жидких или сыпучих материалов.

Осталось лишь добавить, что водная поверхность на территории порта называется - акватория. В состав акватории порта входят водные подходы к нему, внутренняя гавань, в пределах которой размещены причалы и происходят разгрузка и погрузка судов.

Акватории портов служат для стоянки, постройки и ремонта, взлёта и посадки гидрасамолетов и даже для испытания военных кораблей.

Морской транспорт является самым удобным и дешевым видом транспорта в международной торговле. Благодаря сухогрузам мы быстро получаем посылки, стройматериалы, продукты, новые автомобили и многое другое.

В России можно выделить три самых крупных порта.

Сейчас в нашей большой стране есть 67 морских портов, которые расположены на берегах 13 морей и 3 океанов.